Среди 55 народностей, проживающих на территории Китая, есть одна, история которой до сих пор загадочна и туманна. Народность называется ласково – наси.  До 1940 об этой народности в Европе толком вообще никто и не слышал, пока почти одновременно не появились  книги Петра Гуляра, бывшего белого офицера и  Джозефа Рока, американского путешественника. О происхождении наси точно сказать историки не могут. В незапамятные времена предки современных наси, мигрируя, спустились с Тибетского нагорья и поселились  на территории нынешних китайских провинций  Юньнань и Сычуань. Связь с Тибетом прослеживается почти во всем: язык наси относится к тибето-бирманской языковой группе, священные тексты полны упоминаний о жизни на большой высоте в горах, о странных животных – яках, да и внешне наси напоминают тибетцев. Спустившись с долину, наси постепенно начинают ассимилироваться с местным населением, перенимая культуру Срединного государства времен правления династии Тан. В наси выделяются две ветви: собственно наси и мосо. И если собственно наси почти полностью ассимилируются в период Срединного государства, то мосо почти нетронутым сохраняет свой традиционный жизненный уклад до сих пор. Так и живут они на живописнейших берегах озера  Лугу по своим привычным законам в настоящем женском царстве. В этом маленьком, но на редкость уникальном, обществе дети получают фамилию матери, по линии матери, по материнской линии определяется род, передается наследство и собственность. Даже  пантеон богов возглавляет у мосо богиня: Гема-защитница, которую олицетворяет священная гора Гему, что высится над озером Лугу.

Как и у других народов, самая маленькая ячейка общества – это семья, но – материнская. Это значит, что во главе рода стоит женщина и весь род называет по ее имени, например, Мать Глубокой Воды. И все дети-внуки-правнуки  Матери живут под одним  кровом, у одного очага огромной семьей человек в 20-30. И никто этот кров не покидает, дочери замуж не выходят, сыновья не женятся. Все вопросы в клане решает Мать.   Правда, в каждой такой семье в помощь Матери выбирают хозяйку из дочерей, вот она-то и отвечает уже за общую коммунальную жизнь. Планирует быт, распределяет обязанности и поддерживает огонь в очаге. Самые сложные и важные задания дают женщинам рода. Самую сложную физически и не требующую рассуждений работу отдают мужчинам, как существам не очень ответственным.  Мужчины в клане вообще существа бесправные – собственности не имеют, наличных денег тоже. Правда, еще одну функцию в жизни клана выполняют мужчины – они заняты отправлением религиозных обрядов, ублажают божество, а как же иначе – божество же Женщина. И что еще интересно – в языке мосо вообще отсутствуют такие понятия, как «отец» и «муж».

Обычаи мосо совершенно непривычны для нас. Брака для создания новой семьи там не существует вовсе. Об обычаях мосо интересно рассказывается в трактате неизвестного автора времен династии Мин, называемый «Описание провинции Дянь»,  откуда мы узнаем, что у мосо поддерживается знаменитая традиция брачной практики «ачжу». И мосо эту традицию сохраняют до сих пор и называют они ее сами «а-сяо». Как это выглядит? Если перевести слово «анжу», то мы узнаем, что оно означает  такое понятие, как «милый, близкий, сердечный друг» и намекает на то, что друг этот остается другом лишь до тех пор, пока существует сердечная привязанность.  Но это совершенно не одно и то же, что «свободная любовь».   Вот как изложено в упомянутом трактате: «Муж и жена совершенно не встречаются друг с другом в течение дня, но разделяют постель по ночам. Дети не видят своих отцов, пока им не исполнится 10 лет, а жены и наложницы не испытывают ревности друг к другу». На деле происходит так: встречи «милых друзей» всегда случаются в доме у девушки и только по ночам, куда «милый друг» обязан проникать тайно, хотя о его посещениях отлично известно всей семье. Именно поэтому, в день совершеннолетия, в 13 лет, каждая девушка клана получает ключ от собственной комнаты, где он и принимает в дальнейшем своих сердечных друзей. По поводу совершеннолетия девушек устраивается пышный праздник. Хотя для мальчиков такого праздника не существует, но они сами знают, что со дня своего совершеннолетия могут совершенно спокойно присматриваться к девушкам, начинать дарить им подарки – а как же без этого! – назначать свидания и тайно проникать в эти священные комнаты. Как рассказывают, по вечерам  на берегу озера Лугу обычно собираются мужчины и ждут подходящего момента, чтобы пойти навестить приглянувшуюся «сердечную подружку». Для того, чтобы случайно в одну дверь не постучало одновременно много поклонников, на стене рядом обычно прибит деревянный крючок, на который вешает свою шляпу гость.  Правда, не стоит думать, что женщины мосо неразборчивы и не знают, что такое  любовь. «Сердечные друзья» могут встречаться годами, у них могут рождаться дети, но как только привязанность сердца проходит, друзья расстаются навсегда. Ибо в понятиях мосо только такой брак честен, ибо поддерживается настоящей любовью. Хотя надо сказать, что бывают случаи, когда пара в браке традиции аджу живет очень долго, иногда – всю жизнь.

Надо сказать, что с этим матриархатом власти Китая пытались бороться, насильно заставляя мосо заключать браки. Известно, что для этой цели в их общину был послан военный отряд. Но все оказалось  бесполезно. Насильно созданные семьи вскоре распались и жизнь потекла  по старому руслу. Конечно, время не может не изменять отношения в обществе мосо и сюда тоже проникают ветры перемен. Матриархат постепенно начинает сдавать свои позиции. Довольно давно среди мосо утвердилось такое понятие «один муж — одна жена», что уже говорит об уходе от старых традиций. В этом случае мужья стали переходить жить в дом жены. Пройдет время и, возможно, мосо придут к таким привычным для нас  традициям, как свадьба и брак.